Схема цму сделано в ссср

Радуга УСД-02 цветомузыка, СССР, 1985 год

Сегодня мы рассмотрим и полностью разберем еще один раритет советской эпохи – цветомузыкальную установку “Радуга” УСД-02, правильно называемую – “Устройство светодинамическое”, а в народе, просто – цветомузыка. Сделано это устройство в 1985 году на Львовском заводе радиоэлектронной медицинской аппаратуры (вот такие были у них довески, к основному производству).

Как написано в руководстве по эксплуатации: это устройство предназначено для удовлетворения эстетических потребностей человека в зрительных ощущениях при прослушивании музыкальных программ. Оно обеспечивает игру красочных цветовых засветок на плоском демонстрационном экране.

+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!

Итак, Радуга УСД-02 представляет собой большой увесистый ящик, размерами: ширина 531 мм, высота 426 мм, глубина 150 мм. Вес 12 килограмм. Мне достался рабочий образец, который не вскрывался – гарантийный пломбы целые. Но кто-то уже обрезал часть электропровода, и ручки регулировок утеряны. Корпус, в целом, в основном металлический, а по бокам две накладки из толстой фанеры, облицованной шпоном благородных сортов дерева, и покрытые лаком. Из-под этих накладок выступает алюминиевая кайма. Экран заключен в алюминиевую рамку.

Передняя, лицевая сторона. Две трети ее занимает рифленое стекло, под которым рефлектор с искусственно помятой отражающей фольгой. К сожалению, на фото не очень видна текстура самого стекла.

В нижней части органы управления: красная кнопка включения/выключения устройства, над ней логотип завода-изготовителя и надпись РАДУГА. Затем четыре ползунковых регулятора – “Красный”, “Зеленый”, “Синий” и “Усиление”.

Задняя сторона. Почти все пространство занимает задняя крышка из ДВП с перфорированными отверстиями (вентиляция). По центру нанесено предупреждение красной краской: ВНИМАНИЕ! Запрещается включать в сеть со снятой задней стенкой.

Понизу идет алюминиевая полоса, на ней: разъем ОНЦ-ВГ-3/16р. Подписан – ВХОД. На другом краю блок с предохранителем и электрический провод. Чуть выше, на ДВП краской напечатана цена – 140 рублей 00 копеек. На алюминиевой пластине выбит шильдик.

На нем: логотип производителя, название УСД-02, затем техусловия – дв2.940.002ТУ. Далее – 220V 50Hz 200VA. Серийный номер изделия и год выпуска – 1985.

Нижняя сторона. Металлический корпус с большими вентиляционными отверстиями. Четыре пластмассовые ножки. Винт с чашечкой – там гарантийная пломба.

Прежде чем приступить к разборке, краткие характеристики, какие еще не озвучил:

Число светоцветовых каналов – 3

Чувствительность – не хуже 100 мВ

Время установления рабочего режима – не более 5 минут

Режим использования – 4 часа работы, 1 час перерыв.

Рабочие предельные температуры: от +40°С ±2, до -40°С ±2

Средний срок службы – не менее 5 лет.

Три канала – это НЧ, которые светятся красным, СЧ – зеленым, ВЧ – красным. При отсутствии сигнала – желтая подсветка.

В комплекте с аппаратом идут 20 запасных ламп РН 110-8 и три запасных предохранителя.

Приступаем к разборке цветомузыки Радуга УСД-02

Выкручиваем на задней стороне два винта, которые крепят крышку из ДВП. Затем сдвигаем ее вверх и вытаскиваем. Здесь мы видим большой чуть выгнутый в верхней части рефлектор из алюминия. По краю его алюминиевая фольга. Ниже его идет “П”-образная планка, также алюминиевая – на ней крепятся патроны с лампочками. Чтобы заменить перегоревшую, надо выкрутить два винта на этой планке, они и снимется. меняем, ставим все на место. Ну а мы на этом не останавливаемся.

Выкручиваем три винта, с гайками. которые держат рефлектор, откручиваем винты на “Г”-образных планках, к которым крепится задняя ДВП крышка, снимаем этот элемент.

Рефлектор – алюминиевая пластина немного изогнутая в верхней части. Она с рабочей стороны обернута алюминиевой зеркальной фольгой, которая для “лучшей игры света и бликов” искусственно замята.

Вот вид устройства, без рефлектора, здесь мы видим цветные колпаки на лампах, также фольга наклеена на часть корпуса изнутри – для отражения света. На этой фотографии текстура рифленого стекла – как бы волнами – лучше видна.

Выкручиваем два винта на нижней стороне – один с чашечкой и пломбой. Теперь весь блок электроники и ламп легко вынимается. Вот он со всех сторон. все смонтировано на пластинах из – все того же алюминия!

Так как аппарату Радуга УСД-02 много лет, то неудивительно, что внутри накопилось много пыли и грязи. Чистим все это, и продолжаем обзор с разборкой.

Сперва кратко о корпусе – он целиком сделан из алюминия. Переднее стекло толщиной 6 мм, прижато двумя уголками. Единственные не алюминиевые вещи – это винтики и гаечки, и боковые накладки из фанеры. Да, еще ножки пластмассовые.

Электронные компоненты. Здесь надо сделать некоторое пояснение: в интернете есть “Руководство по эксплуатации” и схема этой цветомузыки. Но так как аппарат выпускался с самого начала 80-х годов, к 85-году уже были некоторые изменения. Например, отсутствует один трансформатор, выдающий 22 вольта. Производитель просто “кинул” нужные витки во вторичную обмотку основного трансформатора, упростил и сэкономил.

Питание на плату электроники поступает через разрыв переключателя ПКн41-1 на трансформатор, который намотан на магнитопровод типа ШЛ – маркировка на трансформаторе те4.402.010. Сигнал с усилителя (линейный выход), через разъем ОНЦ, идет на переменный резистор ползункового типа – это “Усиление”. Все четыре таких переменных резистора – это СП3-23а, три на 10 кОм, один на 100 кОм. Использован экранированный провод с одной центральной жилой. С переменного резистора сигнал идет на предварительный усилитель и на разделители сигнала по частотам.

Читать еще:  Как сделать из бумаги телефон айфон 7

Цитирую:

Устройство и принцип работы

Устройство состоит из предварительного усилителя низкой частоты, выполненного на транзисторах V1.V7. V9, который охвачен цепью обратной связи автоматической регулировки усиления (детектор V10, фильтр C6, R13, C7, регулирующий элемент V6) для сжатия динамического диапазона входных сигналов (компрессор), генератора пилообразного напряжения, выполненного на транзисторах V20, V21, V22, трех светоцветовых каналов, разделяющих входной сигнал на три частотных поддиапазона, каждому из которых соответствует определенный цвет засветки демонстрационного экрана и блока питания.

Каждый светоцветовой канал состоит из активного RC-фильтра, выполненного на транзисторе V23 (V24, V25) схема сравнения на операционном усилителе А1 (А2, А3), импульсном усилителе на транзисторе V38 (V39, V40), нагрузкой которого служат лампы накаливания.

Уровень сигнала каждого канала преобразуется в фазово-импульсный сигнал, который и служит для фазового управления тиристора.

Некоторые используемые элементы:

А1. Ф3 – микросхемы К140УД5А

V1, V6. V8 – транзисторы КТ315Б

V2. V5 – диоды КД 203Б

V9 – транзистор КТ312Б

V10. V15, V18, V19, V23. V34, V38. V40 – диоды КД 105Б

V16 – стабилитрон Д 814В

V17 – стабилитрон КС156А

V20, V21 – транзисторы КТ 361Б

V22 – транзистор КТ 201Б

V35. V37 – транзисторы КТ 315Г

V41. V43 – тиристоры КУ202Н

Печатная плата – односторонний стеклотекстолит, длинная и узкая, размерами 320 мм на 78 мм. На плате маркировка – 886.730.039.

На плате, почти все согласно схеме, как вы можете видеть на фото. Все электролитические конденсаторы 1985 года, и все они постоянно ругаемые кондеры производства ПО Диполь в городе Камо, Армянская-ССР. Несмотря на то, что все радиоэлектронные гуру нашего времени хором заявляют: эти конденсаторы на 20% изначальный брак, остальные уже через год плохо работали, а через два из-за них вовсе аппаратура выходила из строя. несмотря на эти авторитетные словеса, в данном аппарате все эти армянские конденсаторы худо-бедно работают, а с 1985 года прошло 34 года. Конечно, емкость у них у всех упала, на некоторых наполовину! Но дохлых – ни одного. Хотя подобные аппараты работали во второй половине 80-х и начале 90-х на износ. Прямо таки волшебство, или радио-гуру преувеличивают, процентов этак на 50?

Обратная сторона платы. здесь пусто.

Лампы с байонетными разъемами, вставлены в патроны, снаружи они закрыты полукруглыми плафонами разного цвета. Эти плафоны съемные.

Вот сам патрон и лампочка на 110 вольт 8 Вт, сделана в январе 1985 года.

В общем-то, можно и заканчивать обзор установки Радуга УСД-02. Подводим итоги: в 80-х годах подобные устройства были очень популярны, отечественная промышленность выпускала пару десятков различных цветомузыкальных установок, а сколько их делали всякие самоделкины. Сегодня такое устройство выглядит громоздким и нелепым. А тогда об подобном многие мечтали, ведь и цена – 140 рублей, это серьезные деньги (я в 1985 году получал оклад – 165 рублей, не считая премий).

Одновременно Радуга УСД-02 это образец бесхозяйственности! Аппарат сделан крепко, как танк, но. широкое и ничем не оправданное использование алюминия (а он не дешевый!) – в нем 3 килограмма алюминия! Можно ведь было обойтись и пластмассой или фанерой. Масса уголков, прижимов, ступенек. все на винтиках с болтиками. Это означало – большие затраты на материалы, большой расход человеко-часов на изготовление и сборку. Можно было сделать либо пластмассовым, либо стальной штамповкой. Толстое, очень толстое стекло. можно было бы обойтись дешевеньким оргстеклом. Хотя, современные ценители старины, отнесут к плюсам и это толстое стекло, и минимум штамповки, и эти ненужные деревянные накладки по бокам. для них подобное – признак ВЕЩИ, а не всякой ХАЛТУРЫ.

Даже пластмассовые ножки, и те инженеры или конструкторы умудрились усложнить – они составные! Из двух пластмассовых половинок, и притянуты к днищу толстым винтом.

С точки зрения ремонтопригодности, все намного лучше. Менять перегоревшие лампочки легко, ремонтировать электронику. выкручиваем два винта снизу и весь блок без проблем извлекается. Ну а дальше – дело мастера боится.

10 Лучших Схем Светомузыки

Конструирование и программирование на Ардуино меня не привлекает – слишком просто! Готовые модули покупаемые в магазине и готовые программы скачиваемые с сети , увы не оставляют фантазии и творчеству места. Для болезных, воспринимающих критику в адрес LEGO и UNO как личное оскорбление, замечу , что написать “скетч” (программу) и собрать на конструкторе Ардуино любую конструкцию я могу в два счета и, чтоб не “трепаться” вот вам парочка ссылок
https://youtu.be/GAGo0nwvyac
Сонар Измеряющий Расстояние
А вот конструкции на “рассыпухе” требующие знаний, навыков и умения мыслить не только логически, но и творчески мне приятны и интересны.

Я решил вспомнить старые схемы и постараться собрать одну из них как делал это в далекие Советские годы.
Мальчишки моего времени, даже не имевшие собственных магнитофонов, мечтали собрать из радиодеталей казавшееся фантастическим в те годы устройство – СВЕТОМУЗЫКУ. Наблюдая в кино как под музыкальное сопровождение вспыхивают разноцветные лампы, в голове сразу возникали идеи сделать нечто подобное. и ведь делали. У меня до сих пор хранится в исправном состоянии моя собственная установка, пережившая и школьные и студенческие вечеринки и приводившая в восторг моих знакомых.

Читать еще:  Как из карты памяти сделать флешку

Прежде чем делать цветомузыкальную установку, я решил рассмотреть несколько схем наиболее популярных у самодельщиков и выяснить – какая из этих схем для меня будет наиболее удобна.

На заставке старая , проверенная временем схема на транзисторах , печатавшаяся в множестве популярных журналов, включая Радио и ЮТ.

Давайте рассмотрим схемы по порядку

Эта схема проста и безопасна для сборки и испытания даже начинающим электронщикам. Схема собрана на четырёх транзисторах, в качестве излучателей могут быть применены маломощные лампочки накаливания.
В этой схеме используются самые простые фильтры звуковых частот и регулировка уровня сигнала на каждый световой канал.
Предусилитель на мой взгляд слишком усложнен для стой простой светомузыки.

Эта схема упрощена , по сравнению с первой. в ней отсутствует предусилитель и для её работы требуется достаточно мощный усилитель звуковых сигналов. В схеме присутствуют резисторы для управления яркостью свечения каналов и использованы слишком сложные R C фильтры , их можно было сделать и проще.
Схема безопасна по питанию и рассчитана на батареи или низковольтные источники питания.

Схема на парах Дарлингтона иил составных транзисторах хороша тем, что не требует дополнительного усиления входного сигнала. Тут так же присутствует регулировка уровня света с помощью входных переменных резисторов. Как и первые две – эта схема проста и безопасна для сборки и испытания даже начинающим электронщикам. Особенностью данной схемы является индуктивный фильтр низких частот. В своё время я использовал именно такие фильтры из проволочных катушек.

В этой схеме можно обойтись меньшим числом транзисторов, установив на входе предварительный усилитель звукового сигнала на одном транзисторе. Схема проста и логична. Такую светомузыку можно подключать непосредственно к сотовому телефону или компьютеру.
Регулировок каналов эта схема не имеет!
Как и предыдущие схемы тут используется питания от батарей и низковольтных источников питания, а значит её можно собирать детям и начинающим радиолюбителям.

Эта схема с упрощенными фильтрами использует входной трансформатор, что совсем не рационально для низковольтных схем. Обычно трансформаторы используются для гальванической развязки при построении схем на тиристорах с лампочками на 220 вольт. В остальном эта схема схожа с предыдущими – Три канала и регулировки на каждом.

В этой схеме используются три силовых ключа на полевых транзисторах. Это позволяет зажигать более мощные лампочки накаливания.
Такая схема усложнена – транзисторы указанные в первом каскаде и так достаточно мощные, кроме того – Использование высокоомных по входу полевых транзисторов с низкоомными по выходу Биполярными не очень правильно. В добавок включение полевых транзисторов подобным образом без резисторов обвязки (сток, исток) приведет к их нестабильной работе и поломке.

Схему можно исправить – убрав биполярные транзисторы и добавив резисторы на затворы полевиков.

СЛЕДУЮЩИЕ СХЕМЫ ДЛЯ ОПЫТНЫХ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ
Схемы с напряжением 220 вольт опасны

Тиристорная светомузыка это верх крутизны мальчишек моего детства.
Мало того что достать тиристоры было очень сложно в моих краях, так и работать с напряжением 220 вольт решались не многие, ограничиваясь разговорами и пересказами о том, что знают тех кто что то такое делал.

Первая схема проста и банальна – Классика тиристоров КУ202Н используется вместо транзисторов под управлением звукового сигнала.
Вот тут как раз и нужен трансформатор гальванической развязки – он устанавливается на входе трех простейших фильтров из резисторов и конденсаторов. Тиристоры не очень чувствительны к управлению звуком, так что громкость на входе должна быть внушительной – иначе ничего светиться не будет.

Вторая схема отличается от первой только упрощением – в ней отсутствует регулировка уровня входного сигнала и регулировки по кагалам цветов. Как проще и полезнее – фильтры тут самые простые.

На монтажной схеме можно увидеть примерное расположение деталей светомузыки и перемычек между деталями.

Теперь откинув схемы с ошибками и слишком усложненные, можно заняться подбором деталей дя будущей светомузыки. В наше время с деталями проблем нет вовсе, да и подыскать схему подходящую по потребностям в сети хоть и трудно но можно.

Я буду делать светомузыку немного не так – фантазии никто не запрещал и кое что я добавлю а кой чего и отрежу =)

ЦВЕТОМУЗЫКА

В этой статье мы поговорим о цветомузыке. Наверное, у каждого начинающего радиолюбителя, да и не только, в своё время возникало желание собрать цветомузыку. Что это такое, думаю, известно всем — говоря проще, это создание визуальных эффектов, изменяющихся в такт музыке.

Та часть цветомузыки, которая излучает свет, может быть выполнена на мощных лампах, например в концертной установке, в случае если цветомузыка нужна для домашних дискотек, её можно сделать на обычных лампах накаливания 220 вольт, а если цветомузыка планируется, например, как моддинг компьютера, для повседневного использования, её можно выполнить на светодиодах.

Читать еще:  Можно ли сделать натяжной потолок

Светодиодная лента для ЦМУ

В последнее время, с появлением в продаже светодиодных лент, находят все большее применение цветомузыкальные приставки с использованием таких led-лент. В любом случае, для сборки Цвето Музыкальных Установок (ЦМУ сокращенно) требуется источник сигнала, в роли его может выступать микрофон с собранными несколькими каскадами усилителя.

Схема микрофона с усилителем

Также сигнал может браться с линейного выхода устройства, звуковой карты компьютера, с выхода mp3 плейера и т. д., в этом случае также потребуется усилитель, например два каскада на транзисторах, я для этой цели воспользовался транзисторами КТ3102. Схема предусилителя изображена на следующем рисунке:

Далее приведена схема одноканальной цветомузыки с фильтром, работающей совместно с предусилителем (выше). В этой схеме светодиод мигает под басы (низкие частоты). Для согласования уровня сигнала в схеме цветомузыки предусмотрен переменный резистор R6.

Цветомузыка светодиод мигает под басы

Существуют и более простые схемы цветомузыки, которые может собрать любой начинающий, на 1 транзисторе, к тому же не нуждающиеся в предусилителе, одна из таких схем изображена на картинке ниже:

Цветомузыка на транзисторе

Схема распайки выводов штекера Джек 3.5 приведена на следующем рисунке:

Если по каким-то причинам нет возможности собрать предварительный усилитель на транзисторах, можно заменить его трансформатором, включённым как повышающий. Такой трансформатор должен выдавать напряжения на обмотках 220/5 Вольт. Обмотка трансформатора с меньшим количеством витков подключается в источнике звука, например, магнитоле, параллельно динамику, усилитель при этом должен выдавать мощность как минимум 3-5 ватт. Обмотка с большим количеством витков подключается ко входу цветомузыки.

Подключение трансформатора на звук

Разумеется, цветомузыка бывает не только одноканальной, она может быть 3, 5 и более многоканальной, когда каждый светодиод или лампа накаливания мигает при воспроизведении частот своего диапазона. При этом диапазон частот задается путем использования фильтров. В следующей схеме, трехканальной цветомузыки (которую сам недавно собирал) в качестве фильтров стоят конденсаторы:

Если мы захотели использовать в последней схеме не отдельные светодиоды, а светодиодную ленту, то в схеме следует убрать токоограничивающие резисторы R1, R2, R3. Если лента или светодиод используется RGB, то должна быть выполнена с общим анодом. Если планируется подключать светодиодные ленты большой длины, то для управления лентой следует применить мощные транзисторы, установленные на радиаторы.

Транзисторы на радиаторе

Так как светодиодные ленты рассчитаны на питание 12 Вольт, соответственно и питание в схеме нам следует поднять до 12 Вольт, причем питание должно быть стабилизированным.

Тиристоры в цветомузыке

До сих пор в статье рассказывалось только про цветомузыкальные устройства на светодиодах. Если возникнет надобность собрать ЦМУ на лампах накаливания, тогда для управления яркостью ламп нужно будет применить тиристоры. Что такое вообще тиристор? Это трехэлектродный полупроводниковый прибор, который соответственно имеет Анод, Катод и Управляющий электрод.

На рисунке выше изображен советский тиристор КУ202. Тиристоры, в случае, если планируется использовать с мощной нагрузкой, также необходимо крепить на теплоотвод (радиатор). Как мы видим на рисунке, тиристор имеет резьбу с гайкой и крепится аналогично мощным диодам. Современные импортные просто снабжены фланцем с отверстием.

Схема цветомузыки на тиристорах

Одна из подобных схем на тиристорах приведена выше. Это схема трехканальной цветомузыки с повышающим трансформатором на входе. В случае подбора аналогов тиристоров, следует смотреть на максимальное допустимое напряжение тиристоров, в нашем случае у КУ202Н — это 400 вольт.

Цветомузыка на тиристорах 2

На рисунке приведена подобная схема цветомузыки приведенной выше, главное отличие в нижней схеме — отсутствует диодный мост. Также цветомузыку на светодиодах можно встроить в системный блок. Мной была собрана такая трехканальная цветомузыка с предусилителем в корпусе от сидирома. При этом сигнал брался со звуковой карты компьютера с помощью делителя сигнала, в выходы которого подключались активная акустика и цветомузыка. Предусмотрена регулировка уровня сигнала, как общего, так и отдельно по каналам. Запитывались предусилитель и цветомузыка от разъема Молекс 12 Вольт (желтый и черный провода). Схемы предусилителя и трехканальной цветомузыки по которым собирались приведены выше. Существуют и другие схемы цветомузыки на светодиодах, например эта, также трехканальная:

Цветомузыка на 3 светодиодах — схема

В этой схеме, в отличие от той, что собирал я, используется в канале средних частот индуктивность. Для тех, кто захочет сперва собрать что-нибудь попроще, привожу следующую схему на 2 канала:

Цветомузыка 2 канала LED

Если собирать цветомузыку на лампах, то придется использовать использовать светофильтры, которые могут быть в свою очередь, как самодельными так и покупными. На рисунке ниже изображены светофильтры, которые есть в продаже:

Светофильтры для ЦМУ

Некоторые любители цветомузыкальных эффектов собирают устройства на основе микроконтроллеров. Ниже приведена схема четырехканальной цветомузыки на МК AVR tiny 15:

Цветомузыка на tiny 15

Микроконтроллер Тiny 15 в этой схеме можно заменить на tiny 13V, tiny 25V. И под конец обзора от себя хочу сказать, что цветомузыка на лампах проигрывает по зрелищности цветомузыке на LED, так как лампы более инерционные, чем светодиоды. А для самостоятельного повторения можно рекомендовать вот такую цветомузыкальную приставку.

Источники:

http://wasp.kz/articles.php?article_id=1203

http://zen.yandex.ru/media/id/5c1ad3c0b93e1500aa2b13d7/5e13c9982b616900b17b8bf9

http://el-shema.ru/publ/drugie_materialy/cvetomuzyka/11-1-0-278

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: