Как сделать авторскую куклу
Авторская кукла своими руками
Куклы – это не просто игрушки для маленьких детей, хоть чаще всего они и предназначаются именно для этих целей. На протяжении всей истории человеческой цивилизации они неизменно присутствовали в быте и культуре любого народа без исключения, несмотря на уровень его социального развития. Разновидностей кукол настолько много, что этой теме посвящают отдельные сборники и энциклопедии.
В какой технике можно сделать
Создание авторской куклы является особым направлением современного прикладного искусства. Такая вещь более предназначена для созерцания, чем для игры. Ведь кукла авторской работы чаще всего выполняется в единственном экземпляре и представляет собой плод продолжительного кропотливого труда.
Для изготовления кукол собственными руками существует огромное количество специализированных техник и методик, благодаря которым иногда даже из подручных материалов можно сделать достойный экземпляр. Но все же при профессиональном подходе, создание авторских кукол становится достаточно затратным процессом, которое в некоторых случаях все же может окупиться щедрым вниманием окружающих или достойной продажей.
Всех существующих кукол можно условно поделить на две группы: мягкие и твердые.
Мягкие куклы чаще всего выполняются из ниток и ткани с каркасом или без него, но самыми популярными в этой категории считаются куклы, выполненные в технике скульптурного текстиля.
Данная техника позволяет создавать игрушки, анатомически полностью напоминающие настоящих людей, с «живым» выражением лица и действительно уникальными чертами. Чаще всего таких кукол принято называть «чулочными куклами», потому что одним из основных элементов для них является эластан или капрон, из которого и делают всем известные чулки и колготки.
При создании авторской текстильной куклы для начала формируется каркас из проволоки. Далее, соблюдая анатомическое сходство, на этот «скелет» накручиваются суставы и мышцы, которые затем покрываются синтепоном, чтобы добавить кукле объема. И уже после этого в дело вступает капрон, который очень похож по цвету и фактуре на кожу человека.
С помощью специальных утяжек, подкладок и определенных натягиваний капрона как раз и создаются все черты лица и тела куклы. Талантливые мастера при создании авторской куклы с легкостью могут воспроизвести в своем творении любой овал глаз, форму носа и щек, выражение губ и даже мельчайшие морщинки.
К наиболее популярным твердым куклам можно отнести изделия из воска, дерева, фарфора, полимерной глины, пластика и полиуретана.
Техники создание куклы из полимерной глины и пластика достаточно увлекательные, но трудоемкие. В зависимости от вида куклы она может быть создана на каркасе и без него. Каждая деталь, будь то ручка, ножка или голова тщательно вымеряется и аккуратно вылепливается, чтобы максимально повторить человеческие черты, а потом осторожно выпекается или высушивается.
Впоследствии на готовую основу надевается парик, шьется индивидуальный наряд, добавляется эксклюзивный макияж и украшения. Порой глядя на подобную авторскую куклу возникает мысль, что она живая.
И, наконец, рассмотрим самый сложный вариант – технику создания шарнирной куклы. Конечно, можно попробовать создать такую игрушку самостоятельно при помощи мастер-классов и авторских методик, но в современном мире эта техника уже стала отдельной бизнес–стратегией и получила название BJD (ball-jointed doll). Теперь разработкой таких моделей занимаются настоящие скульпторы, а детали для них отливаются вручную на специальном оборудовании из полиуретана, твердого и неэластичного материала.
Все части тела куклы соединяются друг с другом при помощи шарниров, которые анатомически повторяют расположение основных суставов тела человека. За счет такой конструкции шарнирная кукла можно принять практически любую позу.
Даже, несмотря на то, что у нее нет жесткого скелета, она сможет ровно стоять. Заказать такую куклу удовольствие не из дешевых, но при этом можно выбрать для нее любые желаемые параметры: образ, форму и цвет глаз, волос, макияж, одежду. Но, чтобы она стала действительно авторской моделью, лучше все это сделать самостоятельно.
Изготовление куклы в свободном стиле
Сам по себе свободный стиль подразумевает использование любых техник на ваше усмотрение, без оригинального копирования наших рекомендаций. Просто придерживайтесь основных принципов, а в выборе цветовых палитр и материала оперируйте своими пожеланиями и взглядами на сей счет.
Также могут понадобиться акриловые краски, кисти и клей быстрой фиксации.
В нашем уроке работа по созданию такой поделки в свободном стиле должна продвигаться в следующей последовательности: из проволоки необходимо сформировать само туловище куклы. Далее, обмотать его фольгой, формируя туловище. После из полимерной глины нарастить массу, придать телу реалистичности, нанести лицо и видимые участки тела цветовые переходы (использовать раскрошенную пастель или разведенные акриловые краски), нарастить волосы, сделать одежду. Вот, что в итоге примерно должно получиться:
Для этого необходимы следующие материалы:
- подходящая для запекания полимерная глина;
- прочная, толстая проволока для формирования каркаса;
- мягкая фольга (можно взять пищевую);
- салфетки влажные, не содержащие спирта (для разглаживания поверхности куклы);
После того, как каркас будет обмотан фольгой, куклу лучше начинать формировать с головы. Сделав глазницы, протрите заготовку салфеткой, разровняв поверхность.Теперь заготовку надо закрепить полуобжигом (хватит 30 минут при 100 градусах).
Когда заготовка остынет, продолжайте формировать голову, наращивая слои глины. Используйте иголку для обозначения рта, носа и других элементов лица.
Только тогда, когда будите довольны всеми деталями лица, преступайте к шлифовке салфеткой (будьте аккуратны, не давите). Оберните салфетку в один слой на головку любого тонкого овального инструмента и пройдитесь по поверхности заготовки.
Закончив со шлифовкой, нанесите растертую пастель в необходимом количестве на нужные места. Помните, что после обжига яркость пастели возрастет, не переборщите!
Закончив с пастелью, отправьте заготовку на второй полуобжиг.
После остывания сделайте кукле ушки и преступайте к наращиванию тела игрушки.
Сначала полностью вылепите торс, затем конечности. Отшлифуйте результат и отправьте на полное запекание на 35 минут при 135 градусах.
Далее, используйте остро заточенные акварельные карандаши, чтобы разукрасить лицо.
Теперь надо нарастить волосы. Сделайте прорезь на макушке. Начинайте приклеивать пучки волос с затылка, поднимаясь выше. Прорезь станет естественным пробором на котором вы должны остановиться.
Остается только сшить для куколки подходящий наряд и одеть игрушку.
Создание авторской куклы шаг за шагом
С чего начинается волшебный процесс создания собственной куклы мечты? Какие этапы мы будем проходить? Сколько по времени мы будем ее делать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем небольшой статье, подготовленной с помощью нашего педагога Надежды Барковской, ведущей Мастерской авторской куклы, художником-технологом и просто человеком, влюбленным в куклы от всего сердца!
Создание авторской куклы, реалистичной, мультяшной, игрушки или особы с королевским характером, – это увлекательный, кропотливый, а подчас даже ювелирный процесс. От занятия к занятию и дети, и взрослые, погруженные в процесс сотворения куклы, постоянно находятся в творческом поиске самых красивых, удачных и интересных решений реализации той или иной задумки. В Мастерской каждый работает со своей скоростью; степень погружения ученика в лепку и скульптуру также может варьироваться в зависимости от уровня подготовки или даже интереса и желания. Всегда можно приступить сразу к творческому процессу по созданию куклы, а можно подробнее останавливаться на важных элементах подготовительного процесса – изучении скульптуры, анатомии и рисунка. Об основных этапах по созданию куклы мы и поговорим в нашей небольшой статье.
Начало работы над куклой, безусловно, начинается со знакомства со скульптурой. На примере настоящих скульптур и фотографий мы изучаем и учимся ощущать трехмерное пространство, лепим копии и предметы из самого обычного пластилина, тренируя глаза и руку.
Также, мы изучаем пропорции человека через знакомство с классическими канонами. Несмотря на то, что часто мы делаем кукол с утрированными чертами лица или частями тела, например, с большой головой по отношению к телу или с большими глазами, носом, важный шаг к искажению реальных пропорций человека – это изучение и понимание правильных пропорций и классических основ.
Наш первый набросок куклы на бумаге – это так называемый форэскиз, в котором мы намечаем основной образ и позу куклы, ее анфас и профиль, наряд и детали. В последующих эскизах мы уточняем образ, рисуем куклу в разных ракурсах, добавляем цвет, ищем самые удачные положения, додумываем все мелочи.
Уровень владения рисунком на данном этапе совершенно не важен: для тех, кто хочет рисовать сам, по ходу изучаются основы рисования, если ученик уже рисует, этот этап он проходит достаточно легко. Если нет желания погружаться в тонкости рисования и хочется как можно быстрее приступить к действиям, педагог мастерской поможет ученику с выполнением рисунка.
Наш следующий шаг, один из самых интересных этапов, это создание технологического чертежа куклы.
Это абсолютно точный чертеж нашей будущей куклы в анфас, сбоку и сзади, который выполняется размер в размер. Такой чертеж нам нужен для того, чтобы процесс по созданию не ушел в море импровизации, а долгожданный результат полностью совпал с волнительными ожиданиями. С помощью чертежа, который выполняется в настоящем масштабе, по ходу работы мы следуем нашей первой задумке. В процессе работы с полимерной глиной мы будем неоднократно обращаться к чертежу и сверяться с ним.
И, наконец, приходит долгожданный момент и мы начинаем делать каркас нашей куклы из медной проволоки. Образно, каркас – это настоящий скелет нашей куклы, который находится внутри, и который далее набивается мягкой основой, так мы создаем тело нашей будущей куклы. Почти всегда первая кукла для ученика – это каркасная мягкая кукла, у которой из полимерной глины вылеплены только голова, руки и ноги.
Перед тем, как приступить к этому особенному процессу, который требует тщательности и внимания, нам стоит пристально взглянуть на анатомию человека. Мы изучаем строение головы и рук человека, смотрим, как выглядят кости и какой рельеф создают мышцы, где есть углубления и тени, а где всегда объем. После того, как мы стали достаточно подкованы в анатомии, мы приступаем к лепке, и последовательно знакомимся с техникой лепки каждой детали куклы. Мы всегда начинаем с самого сложного в кукле – с лепки ее головы. Несмотря на то, что ученикам всегда хочется начать лепить лицо, мы используем технологию послойной лепки и буквально наращиваем слой за слоем головы куклы, завершая процесс лепкой рельефа лица.
Технология лепки каждой детали куклы, будь то веки, нос, губы или фаланги пальцев, имеет свои секреты и особенности, с которыми мы знакомимся.
Наш основной материал – это полимерная глина, которая затвердевает при высокой температуре; процесс нагревания и запекания ученики осуществляют в несколько этапов. Также, как начинающие художники ходят по музеям и рассматривают, как мастера прошлого писали глаза, руки и улыбки, мы изучаем множество фотографий, чтобы выбрать нашей кукле форму глаз, носа, общее выражение лица и множество других деталей. Тут стоит отдельно заметить, что тем людям, кто параллельно занимается рисованием и живописью, этап освоения лепки может дать очевидный прогресс в этом занятии. Ученик начинает чувствовать предмет, видеть объем и тени, понимать анатомию, и сразу, например, портрет, получается на уровень выше.
После того, как голова и основные части нашей куклы вылеплены и она обрела материальное тело, мы приступаем к росписи. Тоненькими кисточками, почти как ювелиры, мы прописываем глаза, губки, зубки, тени, веснушки, морщинки.
Волосы нашей куклы мы делаем из меха, специальных волос для кукол или ниток. И здесь мы не можем пройти мимо парикмахерского искусства! Мы обязательно смотрим видеоролики по технологии стрижки, чтобы понять траекторию роста волос и сделать нашей кукле задуманную прическу так, чтобы она выглядела по-настоящему натурально.
Приходит время сделать наряд и обувь кукле. Вспоминаем или изучаем, что такое выкройка.
Мы делаем первый рисунок на кальке, и далее обязательно делаем пробную одежду из простой ткани, смотрим, все ли по размеру, и довольна ли кукла тем, как на ней сидит платье или комбинезон. Если все в порядке, мы берем выбранную ткань и делаем финальный наряд, прямо на занятии используя швейную машинку. Если не хочется усложнять процесс и шить на машинке, можно сшить элементы вручную и приклеить.
Завершающий штрих в формировании полноценного образа – это создание предметов для куклы по вашей задумке. Здесь пространство для творческих инсайтов настолько велико, чтобы в двух фразах их и не описать.
Как вы видите, создание куклы – это достаточно кропотливый, поэтапный и многослойный процесс, требующий параллельного освоения самых разных дисциплин и навыков. Наши действия никогда не похожи одно на другое, и наша кукла никогда не будет похожа ни на чью другую в группе, поэтому наш мозг всегда находится в активном процессе придумывания, поиска ответов на вопросы и решения очень увлекательных задач.
И теперь, ответ на вопрос: как долго я буду делать куклу? В среднем, вам понадобится около 20 занятий на создание куклы с нуля, то есть – около 5 месяцев занятий в Мастерской. И за эти 5 месяцев, поверьте, вы окунетесь в один из самых захватывающих обучающих процессов в вашей жизни! Согласитесь, что познакомиться с профессиями скульптора, художника, чертежника, модельера и портного, парикмахера и создать своими руками своего самого замечательного персонажа, которого вы успеете полюбить от всей души всего за 5 месяцев, – это огромное достижение!
Мы пригашаем взрослых и детей от 13 лет в Мастерскую авторской куклы!
Максимальное количество учеников в группе – до 5 человек.
Легко ли создать авторскую шарнирную куклу?
Люди, которые задаются этим вопросом, несомненно – эстеты. Ведь авторская шарнирная кукла в наши дни стала самобытным видом искусства. Эти куклы завораживают своей красотой, живостью и поражают своей подвижностью. Но в то же время, многие задаются вопросом о высокой стоимости авторских кукол. В этой публикации я хочу рассказать немного о процессе создания авторской шарнирной куклы на своем примере.
Меня зовут Алена. Мне 26 лет. По образованию я менеджер государственной и муниципальной службы. Так уж вышло, что художественного образования у меня нет, но к творчеству всегда тянуло.
В 2009 году увидела на просторах интернета статью “Живые куклы Марины Бычковой” и влюбилась в них.
На тот момент я была студенткой и позволить себе траты на произведения искусства я не могла. Вот почему и решила попробовать сделать куклу собственными руками из доступных материалов. В то время информации по созданию кукол в сети было очень мало и я все познавала опытным путем.
Чуть больше года потребовалось мне на создание первой куклы. Сделана она была из “Darwi pop”, покрыта акриловым красками.
Что такое схема и проклейка в то время я даже не зналаКукла получилась неанатомичной, непропорциональной и очень хрупкой
В 2012 году я устроилась на работу и могла позволить себе использовать более дорогие и качественные материалы для создания кукол. Слепила первый в своей жизни прототип (мастер модель) куклы для последующего снятия с него гипсовых форм и отливки из флюмо. От начала работы над прототипом и до конца создания образа куклы из первой отливки прошел еще 1 год.
На тот момент мне казалось, что эта кукла – верх моего мастерства и лучше нее я сделать ничего не смогу). Она и по сей день живет у меня. (я с ней никогда не расстанусь)
По данным формам я сделала только 2 комплекта деталей куклы и в процессе обработки второго – разочаровалась в молде (ведь он тоже был создан без схемы) и начала делать новый (второй) прототип.
В 2014 году закончила работать над новым телом. (На это ушло около 5 месяцев) По этой мм было отлито 8 кукол. (На обработку деталей и создание образа кукол – ушло около 1.5 месяца на каждую).
Этих кукол оценили и они живут в частных коллекциях.
В 2015 году я стала задумываться о новом уровне в изготовлении кукол, в связи с чем встал вопрос о переходе на новый материал – полиуретан. Финансовый возможности на тот момент, не позволяли мне работать со специализированной литейной мастерской, поэтому я решила лить кукол сама. Очевидно, мои наивность и максимализм взяли вверх над здравым смыслом. Был слеплен прототип под отливку пу (заняло это примерно 4.5 месяца), куплен материал (силикон для форм и полиуретан), раздобыто некоторое оборудование (защитные очки, перчатки, респиратор, осушитель воздуха, даже собрали ротационную машину). Но все же, отлить качественные детали в домашних условиях у меня так и не получилось. И из этого прототипа, созданного для пу, родилась новая серия кукол из флюмо. Тираж включил в себя 15 кукол.
Несмотря на то, что я – малоизвестный автор, и мой магазин не очень популярен, куклы пришлись по вкусу ценителям авторской бжд. Все девы нашли новых владельцев.
В 2016 году я уже серьезно настроилась на полиуретан.
И, через полгода работы у меня уже была готова первая кукла из тиража в образе.
На изготовление прототипа для этих кукол ушло более 450 часов, а на работу с образом одной куклы – более 140 часов. (А после, потребовался месяц, чтобы профессиональный литейщик изготовил отливки по моей мастер модели).
Как итог, хочу сказать, что мне потребовалось более 7 лет, чтобы подобрать подходящие материалы для работы над куклой, выбрать нужную технику покраски, понять строение, анатомию куклы, разобраться в функциональности шарниров, наработать навыки лепки, росписи, изготовления париков и образов. Создание авторской шарнирной куклы – это кропотливый, длительный труд, требующий усердия, терпения и усидчивости. Но в то же время, результат такой работы не может не радовать.
Надеюсь мой рассказ будет Вам интересен, а так же позволит понять, что мастера кукольного дела вкладывают все силы и душу в свои работы.
Источники:
http://woman-l.ru/avtorskaya-kukla-svoimi-rukami/
http://www.livemaster.ru/topic/2342031-legko-li-sozdat-avtorskuyu-sharnirnuyu-kuklu