Какой вывод можно сделать в пейзажной фотографии

Пейзажное фото: от идеи к готовому снимку

Автор: Christopher Mowers

Даже будучи в прекрасном месте с потрясающими видами вдоль и в поперёк, вы можете в итоге унести домой совершенно неинтересные фотографии. Я могу назвать десятки примеров из своего опыта. Я бывал в Эверглейдс, на острове Айл-Роял, расположенном в озере Верхнее и других восхитительных местах, а в итоге возвращался домой с кучей снимков, совершенно неспособных передать величие этих мест. А с вами такое бывало? Замечали ли вы, что говорите друзьям: «ох, там просто нужно побывать» или «на фотографии эти пейзажи выглядят не так красиво»?

С тех пор я понял, как улучшить свои навыки. По своей сути это обычный рабочий процесс. Если говорить еще конкретнее, это – список мыслей, которые должны быть в вашей голове во время съемки.

Нужно учитывать повествовательный элемент фотографии, оставлять основные детали композиции и устранять отвлекающие факторы, чтобы получить снимок, способный по-настоящему передать красоту пейзажа.

Подумайте о том, какую историю рассказывает фотография

Эверглейдс – прекрасное место, но по фотографии этого не скажешь

Самый первый шаг при съемке пейзажа – исследовать местность. Пройдитесь и осмотритесь вокруг прежде, чем доставать камеру из сумки и раскладывать штатив. Есть ли что-нибудь действительно интересное? Конечно, вокруг очень красиво, но что делает место таким? Может присутствует какой-то заметный элемент, например, особая горная порода? Или широкий, бескрайний простор? Повторяющиеся текстуры и узоры? Когда новички делают фотографии, они зачастую пытаются впихнуть всё в один кадр. Редко с таким подходом получаются впечатляющие результаты. Фотография не может передать реальность и никогда ею не станет; она имеет прямоугольную форму и обычно делается с фокусным расстоянием, отличным от человеческого глаза. Это – замерший момент времени или размытость этих моментов.

Вместо попыток передать реальность одной сверхширокоугольной фотографией, найдите элемент или группу элементов, которые действительно интересны, и запечатлейте эссенцию посещенного места.

Начинаете ли вы видеть идею своей фотографии, представлять, какие чувства она будет вызывать? Что человек, который не был с вами там, но смотрит на фотографию, должен сказать об этом месте? Снимок с определенным посылом имеет намного больше шансов на успех, чем тот, который просто показывает квадратик Земли. Степень повествовательности может варьироваться и это нормально. Можно передать явный смысл, например, всепобеждающую силу жизни, показав дерево, проросшее сквозь трещину в камне или нечто более слабое, например, песчаные дюны, съедаемые временем. Если вы и ваши зрители видите смысл фотографии, значит, она может о чем-то рассказать и будет выглядеть привлекательнее.

Вот несколько принципов композиции, которые нужно учитывать на этом этапе:

  • Баланс: У разных объектов разный «вес» в кадре. Его можно трактовать через фактический размер, некоторое чувство важности или эмоции, ассоциируемые с этим объектом. Подумайте о том, как можно организовать объекты в кадре, чтобы создать ощущение контекста и баланса. Если хотите узнать больше, прочитайте статью Джима Хармера о балансе.
  • Правило третей: Когда я провожу мастер-классы, то всегда спрашиваю, знает ли кто-нибудь «правила» композиции. Именно это правило обычно вспоминают первым. Размещение субъекта в левой или правой трети кадра зачастую позволяет получить неплохую композицию. Но не стоит всецело на него полагаться. Иногда центральное позиционирование выглядит намного лучше. В некоторых ситуациях потребуется совершенно другой тип. Рассматривайте это как часть своей общей стратегии, но не стесняйтесь нарушать правила, если в этом есть потребность. Джим Хармер написал отличную статью о правиле третей.
  • Вы должны ответить на вопрос: «что является субъектом моей фотографии?» Это может быть какое-нибудь геологическое образование, интересный узор, дерево или растение, человек или что-то еще, но вы должны четко определиться.

Оставьте главное и уберите отвлекающие элементы

Если смотреть на две фотографии одного пейзажа, та, которая проще, всегда кажется привлекательнее. Конечно, есть исключения, но стоит помнить об этой особенности при съемке. На первом этапе вы осмотрелись вокруг и нашли основные примечательные компоненты пейзажа. Теперь нужно точнее определиться с местоположением этих объектов в кадре и устранить всё, что может отвлечь внимание.

Средний план этого снимка выглядит интересно, а более высокая перспектива его подчёркивает.

Первый шаг – определиться с передним, средним и задним планом.

Обычно субъект должен располагаться на переднем плане и занимать большую часть кадра. Крошечный цветок в углу – это не субъект, а отвлекающий элемент. Показав его крупнее, вы более ясно сможете общаться со зрителем. Касательно фона, подумайте, есть ли там интересные элементы. У вас есть два инструмента, чтобы подчеркнуть или отвлечь внимание от фона: фокусное расстояние и диафрагма. С широким ФР (например, 18мм) фон кажется дальше и меньше, чем на самом деле. При 100мм или больше ситуация противоположная. Диафрагма влияет на резкость фона. Со значением около f/16 фон четкий, f/2.8 делает его размытым.

Пейзажные фотографии обычно снимают с узкой диафрагмой, чтобы передать чувство просторности, однако, есть множество исключений, поэтому ориентируйтесь на желаемый результат. В конце концов учитывайте средний план. Во многих случаях он выступает наименее интересным элементом. Лучший способ справится с этим – перспектива. Станьте ниже и можете почти от него избавится. Поднимитесь немного и увидите больше. С этими знаниями вы можете сильно повлиять на общее ощущение фотографии.

Когда все элементы организованы, остается еще несколько деталей. Обращайте внимание на «высококонтрастные пересечения». Это участки, где трехмерный мир плохо переносится на двумерную фотографию. Не кажется ли вам, что горизонт странно проходит сквозь субъект? Или дерево торчит из крыши старой машины, которую вы пытаетесь сфотографировать? Сможете ли вы показать объект над или под линией горизонта, слегка меняя высоту камеры? Подобные регулировки помогают очистить композицию, поэтому не нужно о них забывать. Также очень важно следить за углами и краями кадра. Касательно углов, нужно либо поместить туда что-то, либо оставить в качестве негативного пространства.

Нет смысла помещать интересную часть почти в углу; она должна быть либо там, либо вообще в другом месте. Также нужно определить, создавать ли расстояние между основными элементами и краями кадра, или они будут слегка выходить за границы снимка. Оба варианта работают, однако, вне зависимости от выбранного подхода, глаз должен оставаться в кадре. Нужно достаточно негативного пространства, чтобы взгляд не блуждал по краям, или, если его часть остается за пределами фотографии, не отрывался от субъекта.

Читать еще:  Как сделать глаза голубыми

Фотография выглядит приятнее, если взгляд не фокусируется на краях.

По фотографии очевидно, что поезд продолжает ехать вправо, поэтому взгляд не приковывается к правому краю. Рельсы уходят точно в левый нижний угол. В противном случае внимание не было бы сосредоточено на поезде.

Разберитесь с техническими аспектами

При использовании штатива и долгой выдержки водопады приобретают завораживающий вид. Для этого снимка было установлено значение 1/6 с.

Теперь, когда композиция продумана, остается две заботы: экспозиция и фокус.

Экспозиция – это то, насколько фотография светлая или темная. Экспозицию можно регулировать, меняя значения апертуры, выдержки и ISO. Каждый из этих параметров влияет на общую яркость снимка, но при изменении одного нужно балансировать два других. При работе с широкой диафрагмой (около f/2.8) на сенсор попадает больше света, но, как я упоминал ранее, чем больше диафрагменное число k, тем резче фокус. Использование более долгой выдержки (то есть, затвор остается открытым дольше) также позволит большему количеству света попасть на сенсор, но при этом любое движение станет размытым, будь это объект в кадре или ваши трясущиеся руки.

При повышении ISO сенсор становится чувствительнее к свету, но качество и динамический диапазон (количество тонов между абсолютно черным и белым, которое камера способна захватить) фотографии сокращаются. Если вы только учитесь фотографировать, советую перевести камеру в режим приоритета диафрагмы, установив значение f/16, если нужен резкий фокус. При этом старайтесь держать ISO как можно ниже. При работе со штатива минимальное значение (обычно равное 100) вполне подходит. Если вы снимаете с рук, во избежание тряски камеры придется повысить ISO и прибегнуть к правилу «выдержка = 1/фокусное расстояние».

Говоря об экспозиции в общем, у вас множество пространства для экспериментов, но зачастую нужно, чтобы определенные участки привлекали внимание. Для этого они должны быть яркими и детальными. Также лучше избегать слишком светлой экспозиции, когда некоторые места становятся абсолютно белыми (это называется «засвечивание»), только если вы не делаете это с определенной креативной задумкой. При съемке с приоритетом диафрагмы экспозицию можно откорректировать, воспользовавшись функцией экспокомпенсации.

Если же вы предпочитаете ручной режим, сначала определите желаемую диафрагму, а затем скомпенсируйте экспозицию при помощи выдержки и ISO, если потребуется. Отдельный случай, когда вам нужна определенная выдержка, чтобы заморозить или размыть движение; особенно часто это требуется при съемке воды или движения облаков. В таком случае установите диафрагму, подберите выдержку и скомпенсируйте всё при помощи ISO.

Не обязательно снимать просторные пейзажи. Яркий субъект и мелкая глубина резкости могут создать очень привлекательный результат.

Лучшая точка для фокусирования при пейзажной съемке – примерно третья часть расстояния в кадре.

В таком случае максимальный шанс получить остаточно резкий фокус всего снимка. Можете посмотреть разные таблицы гиперфокального расстояния или воспользоваться приложением для смартфона, но это не обязательно. Основное исключение – ситуация, когда вы фотографируете пейзаж, а основной субъект находится близко к камере. В таком случае фокусируйтесь так, чтобы нужные детали были резкими. Если не можете одновременно обеспечить резкость фона и субъекта, воспользуйтесь продвинутой техникой под названием фокус-стекинг, когда делается несколько снимков с одной фокусной точкой и разной глубиной резкости, а затем они совмещаются в специальном ПО.

Баланс белого – еще одна деталь, которую стоит учитывать. Он позволяет регулировать оттенки синего/желтого и зеленого/пурпурного в нейтральном белом свете при съемке. Я обычно устанавливаю автоматический режим, но, если замечаете, что камера постоянно устанавливает неправильный баланс или не хотите корректировать ничего при постобработке, установите баланс белого при помощи одного из пресетов (например, «дневной свет»), отрегулируйте его вручную или используйте серую карту.

Продолжайте фотографировать пока не будете довольны результатом

Вероятность получить шедевр после первого спуска затвора очень мала. Прелесть цифровой эпохи в том, что мы можем делать многократные маленькие изменения и в итоге получить снимок, который будет намного лучше первоначального. Некоторые фотографы будут категорически отговаривать вас от чимпинга – просмотра каждой фотографии после нажатия на кнопку затвора. Я согласен, если слишком часто смотреть на LCD экран, вы будете отвлекаться от основного процесса. Однако, с другой стороны, если он у вас есть, им можно и нужно пользоваться. Учитывайте пункты выше, особенно номер два и три. Есть ли способ упростить композицию? Станет ли снимок интереснее после легкой коррекции фокусного расстояния или перспективы? Разумно ли будет сделать креативный ход с экспозицией и затемнить тени или слегка засветить блики на водопаде? Резкий ли фокус?

Не обязательно делать всё идеально с первого раза, к тому же много интересного есть в самом процессе.

Немного о постобработке

Когда дело доходит до редактирования фотографии, возможности практически безграничны. Пейзажные фотографы могут осветлять тени, повышать контраст, четкость и резкость, исправлять баланс белого, а также креативно регулировать цветовые тона. И это только часть. Использование таких программ, как Photoshop, также открывает двери для компоновки и объединения нескольких фотографий. Пейзажные фотографы могут получить целый спектр результатов между снимками прямо с камеры и внесением большого количества коррекций.

Нет определенно правильной точки, но я призываю вас пользоваться постобработкой. Начните с Adobe Lightroom или Adobe Photoshop Elements, где можно вносить базовые коррекции, а затем, если будет желание, переходите к более серьезным программам, например, Adobe Photoshop. Я слышал, как многие новички говорят, что не хотят редактировать снимки, ведь они пытаются передать мир таким, какой он есть. Но я уже упоминал ранее, фотография никогда не сможет точно передать реальность, поэтому всегда разумно немного подчистить фотографию и добавить ей те 20%, за счет которых она сможет выделиться на фоне остальных. Если хотите узнать больше, почитайте статью Джеффа Хармона.

Читать еще:  Как сделать исключение для сайта в яндексе

Идите и фотографируйте

Теперь, когда мы прошли весь процесс съемки пейзажей, начиная с идеи и заканчивая готовым результатом, лучшее, что можно сделать – это взять и отправиться на поиски отличных кадров. Если вы любитель в сфере фотосъемки, фокусирование на намерениях поможет значительно повысить качество создаваемых снимков. Покажите свои фотографии родным и друзьям, таким образом ваше хобби сможет произвести впечатление на окружающих. Я уверен, что с небольшим количеством усилий вы достигнете вершин.

25 советов для съёмки идеальных пейзажных фотографий

Рекомендации и примеры от пейзажного фотографа из Румынии + видео с подробными пояснениями.

Хотя на первый взгляд ландшафтная фотография может показаться очень простой, на самом деле это куда больше чем “навел камеру — щелкнул затвором”. Цель ландшафтной фотографии — передать внутреннее состояние, выразить что-то большее, а не просто показать ландшафт перед собой.

Мы видим реальность каждый день. Именно поэтому, на мой взгляд, пейзажная фотография не должна просто ее воспроизводить. Объекты не должны находиться перед зрителем или занимать все фото: композиция должна вести взгляд к конечному пункту снимка — точке интереса, вашему объекту.

Как и у любой другой формы искусства, у пейзажной фотографии есть свои правила. На то, чтобы овладеть светом, композицией, выбором объекта для съемки, постобработкой, требуется много времени, а окончательные результаты будут разниться от человека к человеку.

Существует множество видео с советами и идеями на эту тему, но главное: все это не имеет значения, если вы не выйдите и не начнете фотографировать как можно больше и каждый день, чтобы понять, что работает, а что — нет.

Это — 25 советов и идей для пейзажных фотографий. Надеюсь, они вам пригодятся (подробности о каждом из них — в видео):

1. Снимайте один и тот же объект на рассвете и закате. Разный свет, разные углы, совершенно разные результаты.

2. Низкий угол съемки значительно изменяет перспективу, создавая более интересный кадр… картинку, которую вы видите не каждый день.

3. Если на рассвете туманно, снимайте против света, чтобы туман подсветился лучами солнца.

4. Силуэты лучше всего получаются перед рассветом, при безоблачном небе.

Это простая идея, как создать что-то интересное в неинтересный момент. Все, что вам потребуется — интересная форма.

5. Темные области направляют взгляд к светлым.

6. Длинные выдержки помогут больше рассказать о погоде: ветре, температуре, движении облаков.

7. Если на небе темные облака, это не означает, что нужно остаться дома.

Свет в прорехах между облаками, сквозь облака — красивый момент, стоящий того, чтобы его запечатлеть.

8. Яркое пятно цвета в печальном сером пейзаже может произвести сильное впечатление на зрителя.

9. Обращайте внимание на задний план, когда хотите выделить объект, особенно при съемке в лесу.

10. Туманные дни зимой могут показаться скучными.

Но найдите одинокое дерево и поместите его в центр, чтобы сделать акцент на объекте. Отрицательное пространство будет передавать ощущение большой пустоты и того, как малО дерево на его фоне.

11. Отражения — это всегда красиво.

Земля же — не всегда, и отражения могут помочь избавиться от нежелательных элементов.

12. Двигайте камерой при нажатии затвора.

Лучше всего это работает, когда объект четко отделен от фона.

13. Контраст способен очень помочь в отделении объекта от фона.

Небольшой белый цветок на зеленых листьях, чуть выделенный светом, может создать простое, но красивое фото.

14. Панорамы — замечательный способ передать масштабы пейзажа в лесу.

15. Облачное небо на закате может не предложить ничего…

…или подарить практически чудо, когда всего на секунду сквозь тучи пробьются солнечные лучи.

16. Иногда небо может стать зеркалом пейзажа — когда облака повторяют линии объектов на земле.

17. Туманное утро — замечательное время, особенно если в какой-то момент солнце прорывается сквозь туман.

Выберите позицию для съемки так, чтобы ваш объект находился в тумане, между вами и солнцем.

18. Свет в конце лесной тропы, когда все остальное в темноте, может создать прекрасный снимок.

19. Лучший момент для съемки водопадов — начало весны, когда в горах тает снег.

20. Фотографируйте деревья, которые выглядят необычно… особенно старые деревья.

21. Величину пейзажу могут передать горы на заднем плане, за домами — используйте длиннофокусный объектив для съемки.

22. При съемке в городских условиях ищите сложные динамические линии. Кроме того, несколько вертикальных планов придадут снимку объемность.

23. Отделите освещенную область от окружения с помощью длиннофокусного объектива — и получите великолепное фото.

24. При съемке думайте о других перспективах — это может дать уникальный взгляд на простой объект.

25. Не забывайте видеть детали.

Иногда большой пейзаж может отвлечь ваше внимание от более мелких элементов. Текстуры — великолепная вещь, они могут смотреться практически как абстрактное искусство.

Подробный разбор всех примеров — в этом видео:

Надеюсь, советы вам понравились и показались полезными. Продолжайте снимать — это единственный способ стать лучше как фотограф!

Об авторе: Тома Бончу — фотограф из Румынии, специализирующийся на пейзажной и тревел-фотографии. Другие его работы — на его сайте и страницах в YouTube, Instagram и Facebook.

Редакция сайта может не разделять мнение автора и не несёт ответственности за авторские материалы.

10 советов как правильно фотографировать пейзаж

Для многих новичков обучение фотографии начинается с освоения съемки пейзажа. Может быть, это связано с тишиной и неторопливостью, которая располагает к лучшему освоению техники, пониманию экспозиции в фотографии и освоению уроков фотографии о том, как правильно фотографировать – тот же пейзаж.

Уроки фотографии разнообразны, советы можно найти на любой вкус и подготовленность. Но давно известно, что информации мало не бывает, она никогда не оказывается лишней для неофитов, да и “повторение – мать учения”, поэтому вспоминаем важное!

Советы по пейзажной съемке, или Как правильно фотографировать природу

1. Максимальное использование глубины резкости

Хотя фотографы порой хотят испытать более творческие подходы и экспериментируют с малой глубиной резкости, тем не менее, классическим в пейзажной фотографии считается прием, когда большая часть изображения находится в фокусе. Самый простой способ получить большую ГРИП – использовать минимально возможное число диафрагмы, которое доступно для вашего компакта или объектива. Чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости изображения.

Читать еще:  Сделано с любовью картинки

Однако следует помнить, что меньшее отверстие диафрагмы требует большего времени или более высокого ISO. А иногда и того, и другого одновременно.

2. Используйте штатив

©Leif Erik Smith

Обязательный атрибут в арсенале фотографа-пейзажника – штатив или монопод. Вам могут понадобиться длительные выдержки, чтобы компенсировать выбранное небольшое диафрагмальное отверстие, а значит и дополнительная стабилизация фотокамеры. Не с каждой выдержкой, снимая с рук, можно получить технически совершенные кадры. Тем более штатив будет полезен в случае, когда для дополнительной стабилизации камеры фотограф использует дистанционное управление для спуска затвора.

3. Ищите смысловой центр композиции

Для любой фотографии необходим визуальный центр композиции. Пейзажные снимки не являются исключением, ведь при съемке природы отсутствие смысловой точки дает в итоге скучный и довольно пустой снимок, в котором, что говорится, “взгляду не за что зацепиться”.

Средоточием может быть что угодно – здание или сооружение, интересной формы дерево, валун или горная вершина. Не забывайте только следить не только за фокусом, но и за тем, где у вас располагается значимый объект. Эталонное правило третей хоть и нарушается периодически, но его еще никто не отменял!

4. Продумывайте передний план

Один из элементов, который помогает состояться вашему пейзажу, – сформированный передний план. Размещайте свои смысловые точки на фронтальной части снимка, и вы сможете передать глубину изображения.

5. Не забывайте включать небо

Еще один практически неотделимый элемент ответа на вопрос как снимать пейзаж – небо и его отражение в воде. Секрет пейзажной фотографии в большинстве случаев заключается в том, что на снимке доминирует небо или передний план. Посмотрите на свои изображения, если это не так, то скорее всего, их считают скучными и мало интересными.

Если во время вашей фотосессии небо оказалось неинтересным, не позволяйте ему превалировать – переместите линию горизонта в верхнюю треть снимка, предварительно убедитесь только, что фото от этого не проиграет еще больше.

Но когда небосклон полон драматических облаков или расцвечен не характерными для себя оттенками, воздушное пространство может стать вашим союзником. Отведите ему побольше места на своем снимке, и увидите, насколько может быть выигрывающим такое отступление от правил.

Помните о фильтрах. Использование поляризационных может добавить цвет и контраст фотографии.

6. Эксплуатируйте линии!

Самый главный вопрос, который задают себе обычно фотографы-пейзажисты, звучит следующим образом: “Увидит ли зритель картинку в полном объеме, как ее вижу я?”

Существует множество способов передать натуральную красоту природы с помощью статичного фиксирования изображения. Для этого существует прием, с помощью которого в композицию снимка включаются активные линии. За их счет фотограф может перенаправлять взгляд зрителя с одной точки кадра в другую, чем создавать своего рода замкнутость пространства, “зацикленность”.

Использование линий придает некий алгоритм и добавляет масштаб и объем фотоизображению. Линии сами по себе могут быть достопримечательностью и создавать собственные “узоры” на фотографии.

7. Фиксируйте движение!

Большинство людей, размышляя о ландшафтной фотографии, чаще всего представляют спокойную и пассивную картинку. Однако пейзаж пейзажу рознь, и вы можете передать движение (той же воды, например), что наполнит снимок динамикой и создаст настроение, интересное многим зрителям, которые с удовольствием будут любоваться не только релаксирующими пейзажами, но и рассматривать буйство стихий и неистовость природы.

Например, попытайтесь “поймать” дуновение ветра в деревьях, движение волн на пляже, шевеление воды, протекающей под водопадом, зафиксировать в динамике летящих птиц и плывущие облака над головой.

“Фиксирование” означает, что фотограф должен использовать более длительные выдержки (иногда порядка нескольких секунд). Безусловно, высокие выдержки будут провоцировать поступление большего количества света на светочувствительный элемент камеры, но для правильного использования этого факта у вас есть варианты: выбор величины диафрагмы или фотосъемка в начале дня или вечером, когда в принципе на улице меньше света.

8. Работайте в тандеме с погодой и временем

Золотой правило пейзажной фотографии гласит: “Сцена может кардинально измениться в любой момент времени, в зависимости от погодных условий”.

Многие начинающие фотографы стремятся выйти на фотопрогулку в солнечный день, потому что думают, что это лучшее время для создания фотошедевров. На самом деле пасмурный день или даже дождливый и грозовой, кроме вероятности намочить камеру и промочить ноги, дает широчайшие возможности получить прекрасные фотографии, наполненные настроением и зловещими обертонами.

Как снимать пейзаж в такую погоду? Ищите бурю, ветер, туман, драматические облака, солнце сквозь тучи на темном-темном небе, радуги, закаты и восходы и работайте с этими изменениями в погоде и на этих условиях, а не ждите следующего солнечного дня со скучным голубым небом.

И еще один чудесный совет от профессионального фотографа-пейзажиста: “Никогда не снимайте днем. Скучнее быть не может фотографий. Ваше золотое время – на рассвете или в сумерках. Лучше не бывает света, когда пейзажи оживают”.

9. Дифирамбы горизонту

Самый старый совет, но хорош он тем, что не теряет своей актуальности и сегодня. Перед тем, как окончательно нажать на спуск затвора камеры, проверьте линию горизонта.

Она не должна делить кадр четко пополам, она не должна быть наклоненной, она не должна отсутствовать полностью на пейзажном снимке. Безусловно, правила существуют для того, чтобы их нарушать, но в случае с горизонтом правило третей работает как никогда четко.

10. Меняйте точку зрения!

Даже когда перед вашими глазами раскидываются небывалой красоты просторы и кажется, что достаточно только поднять камеру и в ней само по себе возникнет прекрасное изображение. остановитесь. И подумайте. Посмотрите на местность через объектив, повернитесь в одну и в другую сторону, поменяйте угол, сместите линию горизонта или попробуйте включить дополнительные элементы в композицию.

Не спешите нажимать на кнопку спуска, вы всегда это успеете сделать, когда фотографируйте пейзаж!

Видеоканал Фотогора

Источники:

http://photo-monster.ru/lessons/read/peyzajnoe-foto-ot-idei-k-gotovomu-snimku.html

http://fototips.ru/praktika/25-sovetov-dlya-syomki-idealnyh-peyzazhnyh-fotografiy/

http://fotogora.ru/?page_id=3935

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: